При подготовке полиграфологов в нашем учебном центре, используется "универсальный подход" и методика "параллельного обучения на полиграфе".
Суть "универсального подхода" к обучению на полиграфолога состоит в том, что мы используем методики и наработки разных школ и направлений обучения, беря из них только проверенные, надежные и валидные методики. Закончив обучение в нашей школе, вы будете знать все российские и зарубежные подходы к подготовке полиграфологов, включающие подходы классической школы полиграфологов, школы подготовки полиграфологов штата "Юта", "Варламовской" краснодарской школы обучения и других.
Методика "параллельного обучения на полиграфе" разработана в Санкт-Петербургском институте полиграфологии и психодиагностики (https://spbipp.ru) и является базовой методикой при обучении полиграфологов в Центре обучения полиграфологов "СТМ-Развитие" (Санкт-Петербург).
Данная методика может применяться при базовом, начальном обучении работе на полиграфе (детекторе лжи), обучении полиграфологов на новой аппаратуре, а также в других областях деятельности, требующих обучения на приборах с обязательной теоретической подготовкой в новой сфере деятельности для обучаемого.
В настоящее время, базовое обучение на полиграфе в России, проводят ряд обучающих центров, готовящих полиграфологов для силовых структур, ведомственных структур, а также для работы в коммерческих организациях и оказания услуг частным лицам.
Проанализировав программы базового обучения основных школ обучения на полиграфе, доступные в открытых источниках, и, опросив выпускников данных обучающих центров, можно отметить следующую общую закономерность составления программы базового обучения: первые занятия - 30-80% от количества общих часов обучения посвящено освоению теоретических знаний в области детекции лжи, непосредственно не связанных с освоением прибора «Полиграф» и не связанных с изучением программы интерпретации данных полиграфа. Некоторые школы полиграфологов обучают на полиграфах любых моделей, уделяя время работе на самом полиграфе и освоению программы интерпретации данных полиграфа от 5% до 10% от общего времени обучения.
Основная проблема такого подхода к обучению на полиграфе, состоит в том, что после базового обучения на полиграфе, обучившийся не имеет достаточных практических навыков работы на самом приборе, плохо знает программу интерпретации для данной модели полиграфа, что, в совокупности, не позволяет ему самостоятельно работать на полиграфе без ошибок в первое время после окончания обучения. Особенно остро данная проблема встает при краткосрочном обучении на полиграфе (менее 4-х недель), дистанционном, заочном, очно-заочном обучении.
Методика «Параллельного обучения на полиграфе» призвана снять проблему недостаточной практической подготовки полиграфологов после базового обучения и обеспечивает получение полиграфологами, после начального краткосрочного базового обучения, необходимых навыков для самостоятельной работы в сфере полиграфологии.
При разработке методики «Параллельного обучения на полиграфе» были использованы идеи, лежащие в основе обучения иностранному языку взрослых и детей, предполагающие, прежде всего, полное погружение в языковую среду. Можно вспомнить, как происходит обучение детей родному языку – на первом этапе изучения языка они осваивают разговорный язык, не зная ничего о грамматике и лексике языка. Таким образом, происходит опережение получения детьми практических разговорных навыков перед изучением теоретических языковых особенностей. Также, многие школы обучения иностранным языкам уделяют особое внимание формированию у обучаемых большого лексического запаса слов, считая, что большой словарный запас, в определенной степени, позволяет общаться между людьми и без хорошего знания грамматических правил.
Ни в коей мере не умоляя значение теоретической подготовки будущих полиграфологов при базовом обучении, важности освоения ими элементов психологии лжи, методов и техники опросов, применяемых при работе на полиграфе, необходимо все же отметить, что, большое отставание практики работы на самом приборе и в программе интерпретации от теоретической подготовки, влечет за собой выпуск специалистов-полиграфологов, которые не подготовлены, в полной мере, для практической деятельности и проведения проверок на полиграфе.
Методика «Параллельного обучения на полиграфе» разрабатывалась специалистами Санкт-Петербургского института полиграфологии и психодиагностики в течение 3-х лет в процессе базового обучения работе на полиграфе (профессиональная переподготовка) в учебном центре «СТМ-Развитие» (г. Санкт-Петербург) и апробирована более чем на 100 слушателях, обучившихся по этой программе. Результаты выпускников программы обучения по методике «Параллельного обучения на полиграфе» позволяют говорить о том, что данная методика является более эффективной по сравнению со стандартными методиками обучения работе на полиграфе, предполагающими четкое разделение по времени теоретических и практических блоков обучения и относящих практическую часть на вторую половину обучения.
Основная идея методики «Параллельного обучения на полиграфе» состоит в том, что обучение практики и теории идет параллельно друг другу, практическая часть обучения начинается с первого занятия и продолжается в течение всего срока обучения, нет четкого разделения на блоки обучения теории и блоки обучения практики, определяются теоретически-практические блоки обучения, которые используются на всем протяжении учебы.